Анти-водка. У здорового образа жизни должно быть своё лобби

I605_12134

Депутат от «Единой России» Шамсаил Саралиев выступил с любопытной инициативой – создать ведомство, занимающееся пропагандой здорового образа жизни. Концепция структуры уже написана и в скором времени будет вынесена на обсуждение в Госдуме.

Обсудим замысел депутата и мы.

Пока что проект известен лишь в общих чертах, но уже, как положено, разделил публику на принципиальных противников и сторонников. Депутат предлагает создать структуру, которая объединит профессионалов в области пропаганды, рекламы, журналистики — и направит их усилия на популяризацию здорового образа жизни. По его словам, все предпосылки для этого существуют. В России 80% убийств совершается в состоянии алкогольного опьянения, из-за алкоголя распадаются семьи, дети отправляются в приюты. За 5 лет по вине только пьяных водителей погибло 11 тыс. человек, что, например, сопоставимо с потерями советских войск за всё время войны в Афганистане. Кроме того, на содержание в тюрьмах убийц-пьяниц, лечение и реабилитацию алкоголиков и т.д. государство тратит ежегодно 1,7 млрд. рублей. То есть нездоровый образ жизни бьёт не только по будущему страны, но и по вполне осязаемому государственному (то есть нашему с вами) карману.

В то же время пропаганда здорового образа жизни практически не ведётся, а вот нездорового, невзирая на вводимые законодателями ограничения, — цветёт буйным цветом. Вывод очевиден: агрессивному алкогольному (и не только) лобби нужно противопоставить не менее агрессивное — но уже с приставкой «анти». Само собой, никто кроме государства делать этого не будет, так как невыгодно. Но и государственные средства ограниченны, поэтому депутат предлагает финансировать работу ведомства за счёт акцизов с продажи алкоголя и табака: «Если травишь людей, будь добр давать деньги на рекламу здоровья подрастающего поколения», — говорит Саралиев.

Если удастся обеспечить финансирование, то вполне вероятно, что с экономической точки зрения схема окажется рабочей. «Ведомство здорового образа жизни» получит возможность выкупать рекламные места и время в СМИ для размещения своей информации. Кстати говоря, в некоторых странах Запада социальная государственная реклама размещается СМИ бесплатно — под страхом отъёма лицензии. Возможно, и у нас удастся каким-то образом простимулировать медиа к участию в борьбе за здоровье граждан.

Но есть в этой инициативе и подводные камни. Самый главный – это отношение ответственных лиц к работе в таком ведомстве. Руководить им должны не просто профессионалы, а профессионалы идейные и здравомыслящие. Потому что, следует признать, государство у нас давно позабыло, что такое качественная пропаганда и зачем она нужна. Как худший вариант — ведомство превратится в своего рода ссылку для чиновников, которым не нашлось лучшего места и которые будут отбывать её смиренно и уныло, время от времени рапортуя президенту о «проделанной работе». Сколько раз приходилось видеть результаты такой работы – нелепые рекламные щиты с невнятными, а иногда и безграмотными лозунгами, нелепые массовые мероприятия, на которые по разнарядке приходят скучающие граждане и т.п.

Одним словом, риск того, что благая идея обернётся созданием очередной присосавшейся к бюджету фикции, весьма велик.

А между тем, если постараться собрать честную и профессиональную команду, уверен, успех идее обеспечен.

Вопреки расхожему мнению — современная молодежь куда более восприимчива к конструктивной пропаганде, нежели к пугалкам. Просто первой катастрофически не хватает, а вторых слишком много. Кажется, сейчас создаётся такая уникальная ситуация, когда молодёжь сама тянется к здоровому образу жизни и, как следствие, конструктивной мысли. Всё что требуется от государства – это поддержать её стремление, да направить энергию поколения в нужное русло.

Могу привести пример из жизни. В соседнем дворе жилец собственными силами и средствами относительно давно соорудил турник и брусья. Делал это для сына, чтобы тот летом не бездельничал, а занимался физкультурой. Сын давно подрос и учится в иногороднем вузе, а на турнике с тех пор кто-нибудь всё время крутится (преимущественно в тёплый сезон), да и сам товарищ в летний вечер частенько выходит  размяться. А ведь это происходит при полном невмешательстве государства. Сколько бы площадок пришлось построить во дворах, начни государство серьёзную и планомерную агитработу? А сколько жизней и судеб было бы спасено в результате?

Правда, уже нашлись и критики идеи. Некоторые из них просто заранее уверены, что ничего из этого не выйдет — как были уверены всегда. Другие взволнованы очередным наступлением государственной машины на свободу (мы затрудняемся сказать, свободу чего). По их мнению, пропаганда спорта – это прямой путь в «совок» и к маршам физкультурников на Красной площади. Что явное зло.

Кстати, это всё мелочи по сравнению с ожидаемым противодействием табачного и алкогольного лобби. Потому что это лобби уже давно успешно действует, а анти-лобби — ещё только зарождается.

Есть мнение, что успех этих родов во многом зависит и от нашей с вами, уважаемые читатели, реакции.