Андрей Фурсов: Капитализм порождает заговор

Андрей Фефелов (заместитель главного редактора газеты «Завтра»): Можно один общий вопрос? Всё-таки заговор они и моментен цивилизации. Есть ощущение, что он с каждым веком разрастался и разница между тем, что существует, и тем, что кажется, между мнимым и существующим увеличивается. Есть правда в этих словах или всё-таки есть надежда, что со временем эти занавесы падут и мы увидим ясную реальность?

Андрей Фурсов: Заговор останется, но дело в том, что вообще в узком смысле слова существовали всегда. Почему мы назвали свою книгу, и я назвал свою часть «Капитализм как Заговор»? Дело в том, что при капитализме, поскольку в отличие от докапиталистического общества, где власть носит сакральный характер, где есть закрытые орденовские структуры, при капитализме внешне всё очень прозрачно. Но именно поэтому господствующие группы, господствующие классы при капитализме каждый раз, как только система становилась более открытой, более демократичной внешне… Например, 1867-й год. Английские работяги получают право голосовать. В это же время реальная власть начинает уходить в тень. То есть чем более демократичным и открытым оказывался фасад буржуазного общества, тем больше реальная власть уходила в тень.

Есть ещё одна вещь. Я уже говорил, когда рассказывал о своей части, о том, что эти коспироструктуры снимают очень важные противоречия капитализма. Но есть ещё одна вещь. Дело в том, что именно при капитализме, и оформляется это в середине XVIII века, появляется возможность того, что я называю проектно-конструкторским подходом к истории. Ни в рабовладельческом обществе, ни в азиатском, ни в античном, таких возможностей не было.

Что такое проектно-конструкторский подход к истории? Что для этого нужно? Нужны, во-первых, организации, которые осуществляют этот подход. Во-вторых, нужен широкомасштабный объект этого подхода. Попробуйте поманипулировать кастой, полисом или деревней, где люди связаны с малой традицией, где люди очень хорошо знают, что хорошо, а что плохо, и где есть общие коллективные ценности – это одно дело. Но совсем другое дело – это города с середины XVIII века, где живёт атомизированная масса или как говорил Рисмен «одинокая толпа». Вот этим можно манипулировать. Это первое условие Заговора.


Вторая вещь – это финансы. Именно к середине XVIII века материализуются те изменения, которые произошли в XVII веке. Прежде всего, это создание первых серьёзных банков – банков Баруха в 1613-м году в Англии и создание государственного банка Англии в 1694-м году. Дальше борьба между Великобританией и Францией, начало индустриальной революции и борьба за колонии. Они стали колоссальным стимулом для развития финансовой сферы.

Наконец последнее, с середины XVIII века огромную самостоятельную роль начинает играть информация, как информационное или психоисторическое оргоружие. Первый пример – это энциклопедия. Французские энциклопедисты создали мощнейшее оружие, которое в течение двух поколений позволило перевербовать на сторону будущей революции значительную часть французской элиты.

Завершая ответ. Именно при капитализме Заговор становится с большой буквы, и он получает мощнейшую политико-экономическую основу, которой в других обществах не было. Что будет после капитализма? Поживём – увидим. Спасибо.

Концептуал ТВ