Абонентская плата за энергию: глупость или измена?

Абонентская плата за энергию: глупость или измена?
I605_1

Какими бы причинами ни объясняли идею введения абонентской платы за электроэнергию, естественно ссылаясь при этом на зарубежный, в частности европейский, опыт, окончательная цель всего этого предприятия предельно проста и понятна: правительству хочется денег. При этом желательно, чтобы очередной налог не назывался налогом, а население по возможности воспринимало очередное изъятие у него средств не как новые поборы, а как заботу о нем властей. Ожидается, что при стартовой сумме сбора в 20 – 100 рублей в месяц ежемесячные поступления в казну могут составить примерно 240 миллионов рублей или порядка 3 миллиардов рублей в год. Впоследствии, если идею удастся протащить в жизнь, эта «абонентская плата» с населения будет только расти и, возможно, существенно превышающими инфляцию темпами.

Происходящее в большой степени напоминает события в Испании чуть более 350 лет назад, когда король этой страны и половины мира Филипп II прикидывал бюджет на 1560 и 1561 годы. Самую большую статью расходов занимали долги Фуггерам (Ротшильдам XVI века), затем долги перед фландрскими, севильскими и прочими купцами, долги за галеры принца Дориа, невыплаченное за три года жалованье гвардии, расходы двора и расходы на воспитание детей, расходы на содержание посланников и министров и так далее. Всего же расходы составляли сумму в 10 990 000 дукатов (Дукат – золотая монета весом 3,5 грамма 986 пробы). 

С поступлением средств все было гораздо сложнее, поскольку в подавляющем большинстве случаев источники доходов, включая налоги, были заложены, и максимум на что можно было рассчитывать  — это 200 тысяч дукатов. Индейский доход был почти истощен, но еще мог, по мнению короля, принести 420 тысяч. Доходы от разрешений на продажу рабов в колонии составляли 50 тысяч дукатов, а от разработки ртутных руд были ничтожно малы. Единственная заметная сумма на этом фоне в размере 500 тысяч дукатов складывалась из мелких сумм, уплачиваемых королю частными лицами за папские разрешения по несоблюдению постов. В результате, по подсчетам короля, совокупные доходы от силы могли достичь 1 330 000 дукатов. Стоит отметить, что при этом король ошибался в свою пользу примерно наполовину или на 663 тысячи дукатов. Человек, господствовавший над Америкой, половиной Европы и имевший владения в Азии, мог собрать в год всего лишь порядка 670 тысяч дукатов, причем их основную массу давали не рудники Мексики или Перу, не экономика Нидерландов или итальянских владений, а жалкие суммы с разрешений папского престола своим подданным есть мясо по пятницам.

Правда между Испанией Филиппа II и нынешней Россией есть определенные и существенные различия. У Испании на тот момент были колоссальные долги, которые оставил Филиппу его отец и которые приходилось обслуживать, и именно эта статья расходов была основной. У России величина государственного долга довольно мала, поэтому затраты на его обслуживание хоть и присутствуют, но они не столь велики, чтобы оказывать существенное влияние на баланс доходов и расходов. К тому же Филипп II правил в период использования твердых обеспеченных денег – золота и серебра, которые в отличие от сегодняшнего дня и бумажных необеспеченных валют невозможно было напечатать в любом необходимом для властей количестве. Золото и серебро и тогда и сейчас было необходимо либо заработать, либо добыть, тогда как печатный станок позволяет с легкостью изготовить любое потребное для правительства количество валюты. При этом текущий уровень инфляции в России, даже по официальным данным, равен 15% при целевом показателе в 2017 году 4% (http://www.cbr.ru/).

По сравнению с общей суммой поступлений бюджета те 3 миллиарда, которые хотят собрать с граждан в виде «абонентской платы за электричество», является ничтожно малой величиной. Несмотря на это инициаторы проекта в лице Минэнерго хотят получить эти 240 миллионов ежемесячных поборов именно с населения. 

Поскольку подобная инициатива министерства появилась в условиях экономического спада и падения реальных доходов населения, может возникнуть вполне естественный вопрос: «Это глупость или измена?» Ведь проще всего подорвать стабильность общества, дестабилизировав его экономику и подорвав  его благосостояние. Складывается ощущение, что в российском бюрократическом аппарате на различных должностях присутствует довольно много лиц, прошедших обучение по учебникам американского ЦРУ о том, как можно использовать бюрократию для дестабилизации правительств различных стран. Совокупность действий некоторых представителей власти различного уровня, похоже, направлена именно в этом направлении, иначе как еще можно воспринимать и эту инициативу Минэнерго, и, например, ту же организацию платных участков дорог. Такого в России не было даже при феодализме. 

Предложение Минэнерго в отношении абонентской платы за электричество – это не более чем пробный шар. Могу ошибаться, но если подобная инициатива Минэнерго будет одобрена, недалек тот день, когда Минтранс захочет взимать ежемесячно с каждого абонентскую плату за содержание воздушных путей, Минкульт — за поддержание правильного духа в театрах и музеях, Минздрав предложит брать за ежемесячное разрешение есть мясо по пятницам, а Минэкологии начнет собирать налог на воздух, ведь каждый норовит вдохнуть кислород, а выдохнуть всякую гадость, не так ли? Вопрос заключается лишь в том, являются ли эти три миллиарда, которые возможно удастся собрать с населения, столь критически важными для высшего государственного руководства, чтобы своими собственными руками ради них разрушать существующую сейчас относительную стабильность?

Александр Лежава